Вырезка из книги "Подробная лоция голубых дорог Центральной России" (Часть 1) Ю. З. Михеев / Москва, Издательство МСХА, 1997 г.

Нара

Нара из-за ее маловодности может быть рекомендована для путешествий на байдарках и надувных плотах только в период весеннего паводка с середины апреля до середины мая.

Препятствиями на реке могут быть остатки старой, почти полностью разрушенной плотины у Атепцево, гравийно-песчаные отмели до Каменки, каменистые перекаты между Каменкой и Папино, плотина у Булгаково, песчаные мели в низовьях.

Вода в Наре недостаточно чистая и лучше использовать воду многочисленных родников.

Нара небольшая река, текущая по западной и юго-западной частям Московской области, на небольшом протяжении она заходит в Калужскую область. Общее направление ее течения — юго-восток.

Нара — левый приток Оки, ее длина 158 км, площадь водосбора 2030 км2.
Исток Нары — оз. Палецкое, что юго-западнее Кубинки, высота истока 170,7 м над уровнем моря. Основные притоки: слева Трасна, Березовка, Кременка и Черничка, справа Таруса и Истья. Между Каменкой и Панине река прорезала известняки, образовав щебенистые перекаты, опасные для плавсредств. При низком уровне воды в реке (в межень) в отдельных местах может потребоваться проводка плавсредств. Ширина реки от 40 м у Наро-Фоминска до 60 м у Серпухова, глубина от 1 до 2 м, скорость течения 0,3—0,5 м/с.
Дно песчаное и щебенистое, за Тарутино и за Райсеменовским песчаное, ближе к устью вязкое.

Долина реки довольно живописна, окружена моренными холмами, покрытыми смешанным хвойно-широколиственным лесом. Нара протекает по Москворецко-Окской моренно-эрозирован-ной равнине и северной части Средне-Русской возвышенности. Устье находится у Серпухова, высота устья 108,1 м над уровнем моря. Падение реки 0,4 м на 1 км течения. Река представляет интерес для спортивного плавания; на маршруте есть исторические и архитектурные памятники.

Пункты начала и окончания похода

Путешествие по Наре можно начинать:

от ст. Нара (70 км от Москвы, Киевское направление). Это наиболее удобное место для начала похода ранней весной. Река в 1 км

- от станции, подходи ней с левой стороны железнодорожной линии. На берегу реки удобное место для сборки плавсредств и спуска их на воду;

- от Каменки. Подъезд автотранспортом от ст. Подольск до Каменки, от нее до реки 3 км. Отсюда лучше начинать путешествие в летние месяцы;

- от Тарутино. Подъезд автотранспортом по шоссе Подольск— Малоярославец до поворота на Тарутино.

Отъезд автотранспортом с северо-загздной окраины Серпухова до ст. Cepпyxoв (99 км от Москвы).

Краткая характеристика отдельных участков маршрута
(Цифрами обозначены расстояния по реке, а в скобках - по нарастающей от истока)

0(26)104 Ст. Нара (г. Наро-Фоминск). Наро-Фоминск — старинный центр текстильной промышленности, возник как поселок при прядильной фабрике. В 1926 г. при объединении населенных пунктов Нара, Фоминское и Мальково стал городом. В 3 км от ст. Нара на левом высоком берегу была дача предпринимателя Якунчикова, у которого летом жили А. П. Чехов, К. С. Станиславский и ряд артистов Художественного театра. Дача представляла собой старый двухэтажный деревянный дом. Во время Великой Отечественной войны на На-рском оборонительном рубеже были остановлены фашистские войска. Ожесточенные бои в Наро-Фоминском происходили с 21 октября по 26 декабря 1941 г., когда город был полностью очищен от захватчиков. Основная тяжесть боев в районе города пришлась на долю 1-й Московской гвардейской дивизии, 175-го стрелкового полка и приданных им войсковых частей. В 1 км ниже железнодорожного моста слева устье р. Ильма. В 3 км от моста за поворотом реки на правом берегу родник с хорошей водой, удобное место для бивака или ночлега при позднем приезде.

3,5(29,5) км Мост на шоссе Москва — Малоярославец. Ниже по левому берегу — дачи.

1(30,5) км Горчухино, слева. Ширина реки 40 м, глубина до 2 м, дно песчаное. Почти безлесный участок до Елагино.

2(32,5) км Елагино, справа, за ним шоссе Москва — Малоярославец. Ниже густые хвойные леса, в которых в глубокой древности на моренном холме у Елагинского оврага возникло укрепленное городище.

2,5(35) км Атепцево по обоим берегам реки. Мост, проход у левого берега. Остатки старой плотины. Севернее Атепцево памятник 38 воинам 1287-го стрелкового полка 110-й стрелковой дивизии, которые не дали врагу прорваться через их позицию. В конце октября враг был остановлен и не смог преодолеть Нарский оборонительный рубеж, стойко обороняемый воинами этой дивизии.

2(37) км Ерюхино, справа. Ниже лес по правому берегу. Река сузилась до 30 км, глубина уменьшилась до 0,8 м, дно — по-прежнему песок.

2(39) км Покровка, справа, Слизнево, слева, за ним устье ручья, где вода испорчена свалкой. Ниже лес до Чичково по обоим берегам.

7(46) км Чичково, справа, мост. Ниже лес по правому берегу до Мельниково, где удобное место для дневки или бивака. Кругом всхолмленная лесистая местность.

3,5(49,5) км Каменское, белокаменная Никольская церковь второй половины XIV в. — редкий архитектурный памятник раннемосковского зодчества, слева. Ниже каменистые перекаты. Берега крутые, хорошо облесенные. Много родников с хорошей водой. Ожесточенное сопротивление врагу оказал в этом районе 1290-й стрелковый полк 113-й стрелковой дивизии. На братской могиле — памятник павшим воинам 5-й дивизии Народного ополчения, одной из первых принявшей на себя удар врага.

1(50,5) км Мельниково, справа, мост на дороге в Каменское.

3,5(54) км Курапово, справа, Рыжкове, слева. Правый лесистый берег высок, в обрывах выходы каменистых пород.. Ниже перекаты на реке. Хороший лес по обоим берегам до Нижнего — удобные места для дневок или биваков в березовых рощах. Скорость течения реки 0,3 м/с. Ниже в 4 км река входит в пределы Калужской области.

8,5(62,5) км Устье р. Кременки, слева. Перед ним детский лагерь в лесу. Ниже многочисленные мелководные перекаты с острыми камнями, представляющие опасность для плавсредств.

3,5(66) км Папино, справа. На другом берегу на небольшом ручье, вытекающем из-под плит известняка, 5-мет-ровый водопад «Радужный» — один из двух водопадов Подмосковья, редкое явление природы. Мост на шоссе Подольск — Обнинск. На левом берегу перед мостом на небольшом лугу удобное место для сборки плавсредств. Каменка отсюда в 3 км.

2,5(68,5) км Никольское, справа, напротив Ольхово. Ниже река станс вится спокойнее и полноводнее. Мост на шоссе Папино — Тарутино. Устье р. Черничка, слева.

2,5(71) км Орехово, справа, за ним устье р. Бухловка. Ниже в 2 — 3 км на правом берегу в петле реки перед обрыт вистым берегом удобное место для дневки или бивака. Растет высота берегов, их крутизна вначале справа, а затем и слева до Агафино.

6(77) км Нижнее, справа. Перекат на реке, брод. Далее до Тарутино леса по берегам почти нет.

1(78) км Борисково, справа, на другом берегу Глядово. Продолжает расти высота (до 3 — 6 м) и крутизна берегов.

3,5(81,5) км Макарове, справа. Перекат на реке, брод.

2,5(84) км Устье р. Истьи, самого значительного притока Нары.

2(86) км Тарутино по обоим берегам. Церковь, слева, больница, справа. Мост через Нару. Во время Отечественной войны 1812 г. русская армия под командованием фельдмаршала М. И. Кутузова, совершив Тарутинский маневр, вышла из-под удара наполеоновских войск и перекрыла им дорогу в южные районы страны. В Тарутино был устроен укрепленный лагерь, где войска в сентябре — ок ябре пополнялись и готовились к новым сражениям. 6(18) октября севернее Тарутино на р. Черничке (Чернышне) русскими войсками был атакован и разбит 50-тысячный авангард французской армии под командованием Мюрата. В 1834 г. на месте, где находилась одна из русских батарей, был поставлен памятник с надписью на постаменте: «На сем месте российское воинство под предводительством фельдмаршала Кутузова, укрепясь, спасло Россию и Европу». Рядом памятник на братской могиле воинов, погибших в 1941 г. Музей Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941 — 1945 IT. — филиал Калужского областного краеведческого музея. До нашего времени сохранились остатки укрепленного лагеря русских войск. Ниже Тарутино до Верх. Шахлово каменистые перекаты.

4(90) км Агафышо, слева. Напротив по высокому обрывистому берегу небольшой лес, у его восточной опушки Молчановские Хутора. Ниже Жукове, слева, несколько в стороне от реки. Скорость течения реки на этом участке 0,5 м/с. Ниже многочисленные петли реки.

5(95) км Марфино, слева. Ширина реки достигает 50 м, глубина — 1,5 м, дно каменистое.

1(96) км Курилово, справа. Ниже три большие петли реки. Мост через Нару, за ним справа Митино и устье ручья.

2(98) км Мельхово, слева, перекат (брод). Возможно наличие наплавного моста. Узкая полоса леса вдоль правого берега, за ним шоссе в Тарутино. ''

6(104) км Горки, справа. Перед ними в 0,5 км перекат (брод). Ниже в 1 км Бегичево, слева. За ним лес по левому берегу. Поворот реки на юг. Здесь Нара является границей между Московской и Калужской областями: по правому берегу Калужская, по левому Московская область.

2,5(106,5) км Булгакове, слева. Полуразрушенная плотина, в половодье возможен спуск по основному потоку, в остальное время обнос по правому берегу.

1(107,5) км Ченцово, справа. Ниже хороший лес вдоль правого берега до Кормашевки.

1(108,5)км Муковнино, слева почти в 1 км от реки.

2,5(111) км Кормашовка, слева, поворот реки на юго-восток, Нара возвращается в Московскую область.

1(112) км Дубровка, слева. Напротив Рудакове и в 1 км от него устье ручья. Возможен бивак. Ниже хороший лес по правому берегу до Съяново.

2,5(114,5) км Лопино, слева, за ним большой овраг с ручьем.

1(115,5) км Кудаево, слева, плохо видно с плавсредств. Когда-то здесь находилась старинная вотчина князей Вяземских, ее постройки до нашего времени не сохранились. Один из представителей рода Вяземских В. В. Вяземский (1810 — 1892), сын героя Отечественной войны 1812 г. генерала Вяземского, прожил в селе много лет. На погосте при церкви похоронены многие представители этого княжеского рода. Селение живописно расположено на высоком берегу.

1(116,5) км Спас- Темня, слева. Перед селением и за ним устья ручьев. На высоком берегу Нары в 1735 г. построена церковь.

1(117,5) км Бутырки, больница, слева. Мост. Биосбыт справа. Обширная мель, обнос или проводка у правого берега. Ширина реки достигает 60 м, глубина уменьшается до 1 м, грунт дна твердый, местами топкий, что затрудняет выход на берег.

5,5(123) км Съяново, слева. Перед ним устье ручья. Мост на дороге в Верх. Шахлово. Ниже песчаные отмели.

1(124) км Нехорошево, церковь Михайло-Архангельского погоста с шатровой колокольней 1 69 1 г., слева. Ниже в 0,5 км Нижн. Шахлово, справа. За ним небольшой лес по обоим берегам.

3(127) км Игнатьево, за ним устье ручья, за которым Иван-тиново, все справа. Напротив Клейменово.

4(131)км Райсеменовское, справа. Живописные окрестности, лес по обоим берегам. Возможна дневка или бивак для лучшего ознакомления с селением и его окрестностями. Сохранившаяся до нашего времени с середины XVII в. здешняя усадьба принадлежала знаменитому русскому дипломату того времени боярину А. Л. Ордин-Нащекину (1605 — 1680), руководившему внешней политикой Русского государства в 1667 — 1671 гг. Его потомок генерал-аншеф Н. П. На-щекин создал в конце XVIII — начале XIX вв. в Райсеменовском пышный усадебный ансамбль. В 1811— 1820 гг. на железистых источниках в районе оврага Татарника в 3 км от Райсеменовского существовал курорт. Церковь в Райсеменовском построена в классическом стиле ( 1765 — 1783) выдающимся русским зодчим М. Ф. Казаковым. Ограда церкви имеет вид крепостной стены. Огромный пейзажный парк с прудами и остатками парковых построек и сооружений спускается к Наре двумя живописными террасами.

1(132) км Иванова Гора, церковь, устье небольшого ручья, слева. Здесь же пос. Пролетарский, где возможно закончить маршрут по Наре. Однако при этом надо учитывать трудность подъема плавсредств на высокий берег долины Нары и необходимость пройти до остановки рейсового автобуса Пролетарский — Чехов около 1,5 км. Разборку плавсредств удобно произвести на небольшой поляне, примыкающей к левому берегу ручья. Отсюда хорошо видна церковь, построенная на высоком берегу Нары в конце XIX в. Ее стройная колокольня видна издалека и производит очень большое впечатление. Ниже хороший лес по правому берегу, возможное место для дневки или бивака. Ширина реки достигает 35 м, глубина 2 м, грунт дна песчаный. Ниже до Серпухова много мелей.

1(133) км Станково, слева.

6(139) км Рыблово, слева. За ним мост на шоссе Серпухов — Малоярославец.

4,5(143,5) км Гавшино, справа за полоской леса. В древности владение Гавши (Гавриила), выходца из Новгорода.

1(144,5) км Глазово, церковь, слева. Рейсовые автобусы до Серпухова. Пущине, справа. Здесь сохранились остатки архитектурных сооружений и парка бьюшей усадьбы. За Пущине небольшая роща перед железнодорожным мостом на линии Серпухов — Протвино, где можно устроить небольшой бивак перед окончанием путешествия.

2,5(147) км Железнодорожный мост, за ним слева Скрылья, северо-западная окраина Серпухова. Здесь почти у берега Нары конечная остановка автобуса, следующего до Серпуховского вокзала, рекомендуемое место окончания путешествия по Наре. Ниже порожистый перепад высотой до 3 м.

3,5(150,5) км Мост, соединяющий левобережную часть города с его основной правобережной застройкой. Церковь и устье р. Серпейки, давшей название городу.
1(151,5) км Мост на дороге в Протвино, ниже в 1 км остров в русле реки.

4,5(156) км Устье реки, место ее г падения в Оку левым притоком. Ниже устья в 1 км мост на железнодорожной линии Тула — Серпухов. Перед мостом пристань Ока, конечная остановка автобуса до вокзала Серпухова. У железнодорожного моста на левом берегу Оки ст. Ока, остановка электричек Тула — Серпухов — Москва. Однако в нерабочие дни они обычно бывают переполнены, что следует учитывать при планировании отъезда.